Подростковая тревожность

Причины, признаки и варианты школьной и подростковой тревожности

Повседневная школьная ситуация может быть занята большим беспокойством для некоторых детей: либо из страха за свою успеваемость, то есть из опасения невыполнимых требований к получению хороших оценок. Или же от социальной тревоги (социальной фобии ), которая сопровождается застенчивостью в социальном контакте, например, с одноклассниками или учителями.  Случаи ежедневно повторяющихся психосоматических реакции (например, головные или боли в животе) называют школьной тревожностью. Считается, что каждый пятый ученик страдает от школьной тревоги. При этом девочки, видимо, страдают чаще, чем мальчики.

Признаки тревоги успеваемости

Перед требованиями к успеваемости пострадавшие дети и подростки проявляют ярко выраженный страх перед экзаменом и провалом: еще задолго до предстоящего экзамена они возбуждаются, сильно волнуются и склонны к крайне пессимистическим предположениям (я не смогу, опозорюсь, буду сурово наказан…). При этом детей не пугает сама по себе ситуация экзамена, а скорее их мысленное представление о надвигающемся провале. Преобладают чувства безысходности и отчаяния, озабоченное и угнетенное настроение.

Типичные соматические (или психосоматические) симптомы: боль в животе, позывы к тошноте, утренняя диарея в день экзамена, головные боли, потливость, тремор, нарушение сна и нарушения концентрации. Общие поведенческие признаки включают социальное отступление и избегание поведения, ошибки внимания и восприятия, мечтание, безделье.

Признаки социальной тревоги

Пострадавшие дети очень боятся опозориться или попасть в неловкие ситуации. Они боятся оценки другими людьми и чувствуют, что подвергаются массовому наблюдению. Физические или психосоматические жалобы возникают пропорционально тревожности. Поведенческие признаки-выраженное смущение, стыд и страх публики.

В общении с другими людьми социально испуганные дети проявляют себя крайне застенчивыми. Часто во время разговора они избегают зрительного контакта. Иногда в социальных ситуациях также происходит немотивированный плач, крик или замкнутость. На уроках они поразительно спокойны, разговаривают только тогда, когда их об этом просят.Часто очень тихо, невнятно или слегка заикаясь. Они избегают внеклассной социальной деятельности и предпочитают заниматься „одинокими“ увлечениями, в которых нет социальных взаимодействий. Их страх отказа и насмешек приводит к большой неуверенности в себе. В то же время они жаждут подтверждения от других.

Причины тревоги успеваемости

Характерным триггером тревоги за успеваемостью является школьное перенапряжение, например, из-за пробелов в знаниях, которые могут возникнуть после смены школы или после продолжительной болезни, из-за выбора неподходящего типа школы или при слишком высоком давлении за успеваемостью. Индивидуальные трудности в обучении также могут привести к тревоге экзаменов и неудач. К ним относятся частичные нарушения производительности (нарушение чтения и орфографии, математическая слабость), а также нарушения обучения в рамках синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Однако, возможно, это также связано с неправильно организованной, слишком поздней или недостаточной подготовкой к экзамену, которая вызывает у ребенка (обоснованное) беспокойство.

Причины беспокойства об успеваемости также могут укорениться в семейной среде. Иногда ожидания родителей настолько высоки, что их ребенок при всем желании не может их удовлетворить. Или родитель уже сам страдал от школьной тревоги и теперь переносит свои страхи на ребенка. Кроме того, сильно ограничивающий стиль воспитания с частыми обвинениями, угрозами наказаний и постоянными ссылками на лучшие достижения брата может вызвать школьную тревогу.

В школе могут быть учителя, которые практикуют неадекватную для отдельного ребенка дидактику и после экзаменов дают отзывы, которые ребенок испытывает как отрицательные, обескураживающие или даже унизительные и болезненные. При этом могут играть роль и личные, отчасти вытесненные конфликты отношений между учеником и учителем. Если ученика затем дразнят его одноклассники, отрицательная спираль продолжает вращаться: к тревоге успеваемости добавляются социальные страхи.

Причины социальной тревоги

Характерными для социально- тревожных детей и подростков часто являются низкая самооценка и боязнь критики. Социально озабоченные дети имеют повышенный риск того, что не смогут адекватно противостоять издевательствам, насмешкам или физическому насилию со стороны одноклассников или учителей в условиях антисоциального климата в классе и школе. Разнообразие возможных факторов велико.

Также уже на пути в школу неоднократно стрессовые события могут привести к школьной тревожности, как например, непереносимость ребенка во время поездки на маршрутке в школу (мне стыдно, надо себя показать в автобусе и не вызвать осуждение других других), противостояние с агрессивными одноклассниками и т. п.

Варианты рассмотрения школьной тревоги

Школьная тревога-это тревожное расстройство, которое возникает в школьном контексте и должно быть восстановлено там. Для борьбы со страхами в школьной среде желательно целенаправленное сотрудничество всех заинтересованных сторон (родителей, учителей, детей, детских и юношеских психологов и психотерапевтов, школьных психологов, социальных педагогов).

Чаще всего социально-тревожные дети, зная своих родителей, не ходят в школу. Родители часто жалеют своих испуганных детей и хотят сделать им что-то хорошее . Оставаясь вдали от учебного процесса школы, родители одновременно поддерживают избегающее поведение своих детей, тем самым только усиливая порочный круг. Лучше помогите им освободиться от школьной тревоги, утешая (никаких ругательств!), Поощрение похвалой и принятием (социально тревожные дети очень боятся лишения любви!) и много терпения. Для укрепления личного самосознания ребенка следует создать опыт успеха-например, давая ребенку задания, с которыми он может хорошо справляться.

Варианты снижения тревоги успеваемости

Чтобы исключить школьное перенапряжение, рекомендуется провести Диагностику успеваемости и интеллекта. Такое обследование может быть проведено у детского и подросткового психолога, школьного психолога, который также может проверить методы обучения ученика и составить соответствующие учебные планы.

Если говорить об увеличении потока требований в начальной школе, то следует применять целенаправленные меры поддержки (обучение, репетиторство), при этом в случае необходимости следует учитывать и специальное педагогическое поощрение. Если после смены школы или перехода в среднюю школу требования к успеваемости не соответствуют уровню успеваемости учащегося, необходимо рассмотреть вопрос о повторной смене школы или класса. Ни один школьник не может оставаться в классе под давлением.

Должна соответствовать и соответствующая методика обучения в школе. Учителя стремяться к созданию приятной атмосферы обучения. Понимание и внимательное отношение к учащимся, страдающим от беспокойства, — например, путем случайного успокоения, индивидуального руководства, поощрения-может иметь большое значение.

В случае постоянной школьной тревоги с учебными блоками и экзаменационными страхами (без фактического перенапряжения), эффективно помогает проведенная специалистом когнитивная поведенческая терапия.

В принципе, дети должны научиться управлять страхами и ситуациями, вызывающими беспокойство, и терпеть страх до определенной степени как нормальную часть жизни. Поэтому родители не должны давать тревожному ребенку — за исключением исключительных случаев никаких лекарств для успокоения; также никаких средств, таких как валериановые капли.

Варианты снижения социальной тревоги

Родители и учителя могут многое сделать, чтобы укрепить навыки преодоления ребенка. Вы должны помочь избежать того, чтобы ребенок был в центре внимания из-за его застенчивости и возможности быть опозоренным перед другими. Благодаря положительному социальному опыту застенчивость постепенно и осторожно снижается.

В упорных случаях показывается обследование специалистом, который, например, проведет анамнез страха (биографическое исследование причин) или диагностику, специфичную для тревоги, с помощью опросников. Для поощрения самооценки, способности к контакту, социальных навыков и толерантности к разочарованию может быть рекомендована когнитивная поведенческая терапия или обучение социальной компетентности.

Для учителей и учащихся для улучшения школьного климата и создания социальной, издевательской и ненасильственной классовой среды в школе предлагаются тренинги по борьбе со стрессом и конфликтами. Для урегулирования конфликта следует провести переговоры со всеми заинтересованными сторонами. Кроме того, преподаватели могут использовать превентивные и снижающие тревогу методы и стратегии обучения в процессе профилактики конфликтных ситуаций.